Как вы попали профессию?

В такие профессии приходят только по знакомству. Как-то в баре у нас с товарищем случился такой диалог:

- Слушай, а кем ты работаешь?

- Гробовщиком.

- А можно с тобой?

- Да!

Я написал его бригадиру, а спустя пару дней меня устроили в ритуальное агентство. Я приехал за костюмом и начал работать.

Что за костюм?

Это форма, в которой мы работаем. Её элементы: штаны, пиджак, галстук, туфли. Рубашка своя. Одежда должна быть чёрного цвета, но в некоторых агентствах допускается и белая рубашка. Также у нас есть повязка на руку, как у дежурных в школе, только красно-чёрного цвета. Ну и чёрные перчатки.

Выглядеть нужно хорошо: всё должно быть чистым, опрятным, выглаженным. Обращают внимание даже на причёску. Волосы должны быть короткими.

Как отреагировала семья на выбор профессии?

Мама сказала мне: «Нет, только посмей!». И вот я прихожу домой в чёрном пальто. Мама сначала рассыпалась в комплиментах: «Какое красивое пальто ты купил, сынок!». А потом её осенило. Выражение лица резко изменилось.

Я сказал ей: «Мама, такую работу тоже должен кто-то делать». Несмотря на мои старания, её принятие было очень долгим. Папа принял всё гораздо проще.

Сейчас я уже спокойно рассказываю родителям истории с работы, они смирились и воспринимают их нормально.

Фото: Из личного архива
Из окна автобуса. Личное фото Егора.

Как реагируют окружающие?

Чаще всего удивляются, ведь мало кто задумывается, что такая работа существует. Люди не понимают, как я туда попал, что я там делаю и почему.

Я считаю, что занимаюсь важным делом. Плохой работы нет, как и неважных профессий. Я успел поработать даже виноградарем: это когда ты уезжаешь месяца на полтора на южные поля и собираешь виноград. Мне всё интересно. Разве это не круто, пробовать и сочетать разное?

На данный момент ещё я работаю вожатым в лагере, подрабатываю фотографом, участвую в собраниях студотрядов, помогаю в молодёжной акции и занимаюсь волонтёрством. Благодаря этому миксу мой рабочий день получается разнообразным и интересным. Каждый не похож на другой. Я задействован во всех жизненных сферах одновременно и вижу в этом баланс.

Как нужно вести себя на работе?

Не смеяться, быть серьёзным, уважать чувства других людей.

Как формируются бригады?

У нас есть общий чат, в котором мы ставим «плюсики», если готовы выйти на заказ. Наш бригадир формирует из нас мини-команды, по двое, четверо или шестеро. Вдвоём заказ выполняется редко. После формирования наших «отрядов» мы выезжаем на работу.

Почему на какие-то заказы нужно ехать вдвоем, а на какие-то вшестером?

Есть заказы, где мы просто забираем гроб из морга, закрываем крышку, доносим его до машины и расходимся по домам. Машина после этого едет в крематорий, где мы больше не нужны.

Есть заказы, на которых и четырёх человек будет мало, потому что гроб слишком много весит. Для такого и придуманы шестиручные гробы, человек на него нужно шесть.

Какие ещё есть необычные гробы?

Если покойный исповедовал мусульманство, у него будет гроб, совсем отличный от классического. Фанерная «коробка», которая выглядит очень хлипко, поэтому её страшно держать и переносить.

Покойного имеют право нести только родственники-мужчины, а в землю его опускают не в гробу, а в саване. Когда я был на таком заказе, я заметил, что после похорон родственники усопшего раздали пришедшим деньги. Считается, что такой обряд избавляет душу покойного от страданий.

Каков он, последний путь?

Обычно после морга мы заезжаем в церковь, где покойника отпевают, а после отправляемся на кладбище. Вопреки расхожему мнению, в землю гроб опускаем не мы, а могильщики. Наша работа заключается в перемещениях.
Фото: Из личного архива
Кладбище. Личное фото Егора.

Что может пойти не так?

Иногда бывает, что покойный… пахнет. Это один из таких запахов, которые сложно описать, потому что сравнить его не с чем. Если вы когда-нибудь его почувствуете, вы даже не поймёте, что именно может являться его источником

Что ещё может пойти не так? У нас был заказ во Всеволожске. Там нет нормального проезда на кладбище, из-за чего мы с коллегами вынуждены были нести гроб по узенькой тропинке между могилами. И вот представьте: узкая дорога, скользко, идёт снег, гроб тяжёлый, а вы несёте его вдвоём, потому что другие коллеги физически не помещаются на этой тропинке.

Поделитесь историей с работы

Однажды мы поехали на заказ в странное место, которое даже сложно назвать кладбищем. Больше похоже на выкупленную землю, где люди хоронят людей из близлежащих сёл. Почва слегка размылась из-за погоды, и наш агент чуть не свалился в могилу. Это было смешно, но смеяться нельзя. В какой-то момент я даже начал переживать за бабушек, которые могли бы воспринять ситуацию близко к сердцу.

Когда мы сели в машину, я спросил у коллеги, почувствовал ли он близость смерти. На что он ответил: «Ну нет, я ещё поживу».

Есть ещё одна история о довольно пахучем гробу, который батюшка запретил заносить в церковь. Из-за этого отпевать усопшего пришлось прямо на улице, на санках.

Что из погребальных традиций кажется странным?

Когда я увидел в сериале «Слово пацана» сцену, которая демонстрировала гроб с усопшим прямо посередине квартиры, то очень удивился. Я не понимаю, как люди после этого могут спокойно воспринимать своё жилище как прежде.

Фото: Из личного архива
Природный покой. Личное фото Егора.

Типы людей, которые бывают на похоронах

Людей на похоронах всегда можно разделить на несколько типов. Всегда есть очень грустная бабушка. Деловой парень в костюме. Знакомый с работы, который не понимает, зачем пришёл. Модница в шляпке и платье. Дальние родственники и иногда дети. Люди, которые приехали не скорбеть, а есть.

Как вы относитесь к своей работе?

Возможно, из-за того, что меня с покойными ничего не связывало, я отношусь к работе проще, чем кажется. Я вижу, как горюют родственники, и уважаю их чувства. Но если бы я каждый раз воспринимал всё так близко к сердцу, я бы не работал в этой сфере.

Случались ли ситуации, которые на вас повлияли?

Хоронили как-то в Ленобласти важного директора. На его похороны пришли больше ста человек, что уже впечатляет. Все суетятся, бегают, накрывают столы прямо на кладбище, запасаются закусками и шампанским.

Со стороны это больше напоминало шумную весёлую компанию, членов которой, скорее всего, насильно туда загнали, и они решили выжать для себя максимум пользы из происходящего.

И только одна бабушка, которая, по всей видимости, являлась матерью покойного, плакала и не могла отойти от гроба. Это сцена произвела на меня такое сильное впечатление, что навсегда изменила моё отношение к смерти и собственным похоронам.

И как оно изменилось?

Я хочу, чтобы мои похороны прошли максимально весело. Но каждый присутствующий пришёл искренне и по собственному желанию, потому что он уважал меня и хочет почтить мою память.

Я хочу, чтобы в мой гроб накидали кирпичей, чтобы мои уже бывшие коллеги, которые, будут травить анекдоты и шуточки, максимально настрадались, пока меня таскали.

Так как я ещё и педагог-вожатый, я хочу, чтобы это было мероприятие, куда люди пришли бы и про меня хорошее вспомнить, и отдохнуть, и сплотиться.

Я не хочу, чтобы со мной в этот день были люди, которым на меня максимально плевать.
Фото: Из личного архива
Зимнее кладбище. Личное фото Егора.

А как изменилось отношение к смерти?

Я с детства относился к ней совершенно нормально, возможно, потому что смотрел с папой боевики и ужастики. Мои любимые фильмы — «От заката до рассвета», «Блэйд», «Мумия».

Подростком я много играл в игры, которые якобы воспитывают жестокость. Дальше пришли книги, а потом и работа.

Первый мой осознанный случай столкновения со смертью — суицид моего знакомого. Осознать его отсутствие было крайне тяжело. Я привык, что он рядом, мы несколько раз в неделю встречались с ним в столовой, чтобы поболтать. И вот его нет… Как так?

Самое страшное в смерти для меня — факт, что она когда-нибудь заберёт моих родителей. Я больше переживаю за них, а не за себя. Эта мысль не даёт мне покоя.

Как вы относитесь к эвтаназии?

Я считаю, что это как коммунизм. Идеальная идея, которую невозможно воплотить в реальность. Проблемы могут возникнуть уже на законодательном уровне. Всё же можно подделать.

Есть ли у человека право на смерть наравне с правом на жизнь?

Не могу назваться религиозным человеком, но в моём понимании жизнь — это нечто, что тебе даровано. А значит, и забирать её у себя ты не можешь. Есть такие вещи, как депрессия, психические расстройства, болезни, которые ежедневно отравляют и уничтожают твою жизнь. Хочется сказать, что страдать — тоже не выход. Но никто же не знает, что будет после.

Я считаю, стоит прожить эту жизнь честно, по-доброму, по совести. А дальше за тебя решат.

Не стали себя чувствовать более религиозным?

С такой работой духовные скрепы всё-таки поднимаются. Этому способствует особенная атмосфера: ты в чёрной одежде в чёрном катафалке читаешь Достоевского, чтобы скоротать время, приезжаешь в церковь, стоишь на отпевании и чувствуешь эту энергетику, слышишь пение батюшки и хора. В такие моменты ты преисполняешься чем-то высоким и духовным.

Церкви меня интересовали всегда. Мне было около 18, когда мы с подругой гуляли по Ваське и заглядывали в каждую церковь. В таких местах ты чувствуешь умиротворение, твоя душа успокаивается. Ещё и так красиво вокруг!

Когда я начал увлекаться фотографией, церкви были моим первым местом для практики. Я фотографировал свечи, убранства. Меня до сих пор впечатляет Морской собор в Кронштадте. Сейчас одним из моих любимых мест остаётся Церковь Смоленской иконы Божией Матери.

Когда ты понимаешь, что есть нечто особенное, то, что выше твоих проблем, это очень помогает тебе справиться со всем плохим в жизни. Я верю, что внутри нас всех есть что-то святое.

Что вы пожелаете тем, кто задумывается о смерти? И, наоборот, тем, кто прожигает свою жизнь так, будто смерти нет?

Я думаю, что стоит выбрать нечто усреднённое. Нельзя уходить из крайности в крайность, потому что в обоих случаях ты будешь тянуться к противоположности. А посередине ты найдёшь баланс и спокойствие.

Источник KudaGo.com